Изучаем роман “Обломов”
о сайтекарта сайтанапишите намна главную страницу
символ проекта: диван
содержаниеглавные героитрудные вопросыссылки и литература
[сочинения]основные линиикритикассылки и литература
 
[win]koimac
english
символ раздела “сочинения”
начало > сочинения > советы по сочинениям

Материал взят, с разрешения автора, из книги Н. Русовой “Как писать сочинение, изложение и диктант” — Н. Новгород: Издательство “Деком”, 1994. — 192 с. Купить книгу.

  1. Каким должно быть сочинение (что вам необходимо для его написания).
  2. Таблица основных разновидностей тем сочинений, перечень самых частых ошибок и указания возможных способов их исправления.
  3. Как выбирать тему.
  4. План — основа сочинения, ваш ориентир и помощник.
  5. Как написать введение.
  6. Основная часть.
  7. Как написать заключение.
  8. “Технические” мелочи — пока вы пишите сочинение.
  9. Сочинение уже написано.
1. Каким должно быть сочинение (что вам необходимо для его написания)наверх
  • хорошее знание необходимых по программе художественных и литературно-критических произведений, а также особенностей литературного процесса, биографий писателей, специфики художественных направлений, методов и стилей, некоторых особо примечательных событий литературной жизни;
  • понимание эстетической сущности художественного произведения, умение анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы;
  • умение логично и доказательно мыслить и излагать результаты своих рассуждений хорошим литературным языком в надлежащем стилевом оформлении;
  • аргументированное высказывание своего собственного отношения к предмету, проявление эстетического вкуса, общей и филологической культуры;
  • языковая и стилистическая грамотность.
2. Таблица основных разновидностей тем сочинений, перечень самых частых ошибок и указания возможных способов их исправления
наверх
Анализ литературного произведения
Примеры темРоман “Обломов” как энциклопедия русской жизни.
Что требуетсяРаскрыть идейное и нравственное значение произведения, его эстетическую значимость.
Возможные ошибкиПростой пересказ произведения, отсутствие литературоведческого анализа.
Как их избежатьИспользовать понятия: тема, идея, сюжет, замысел, традиции, новаторство и т. д.
Анализ литературного героя
Примеры темХороший ли человек Обломов? Трагичен ли образ Обломова?
Что требуетсяРаскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения.
Возможные ошибкиОтсутствие литературоведческого анализа.
Как их избежатьИспользовать понятия: литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика и пр.
Монографическая простая
Примеры темОбраз Штольца в романе “Обломов”.
Что требуетсяСвободное всестороннее описание-рассуждение.
Возможные ошибкиОднобокость анализа.
Как их избежатьПосмотреть на предмет с разных точек зрения.
Монографическая проблемная
Примеры темЛюбовь как трудная школа жизни Обломова
Что требуетсяУглубленное объяснение одной стороны предмета, указанной в теме.
Возможные ошибкиПодмена проблемной темы темой простой (не анализируется необходимый аспект предмета).
Как их избежатьПонять существо проблемы, поставленной в заголовке.
Сопоставительная
Примеры темАнтиподы ли Обломов и Штольц?
Что требуетсяСопоставительный анализ образов, произведений, авторов, проблем и пр., определение их сходств и различий.
Возможные ошибкиПодмена сопоставительной темы двумя монографическими (т. е. дается два последовательных описания без сопоставления)
Как их избежатьВыделить признаки, по которым ведется сопоставление (главные и второстепенные). Сделать выводы.
Обобщающая
Примеры тем“Лишние люди” в изображении русских классиков.
Что требуетсяОбобщающее рассуждение о нескольких сходных предметах.
Возможные ошибкиОтсутствует связь между предметами рассмотрения.
Как их избежатьВыделить главные признаки обобщения.
Проблемно-обобщающая
Примеры темВсе это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!
Что требуетсяОбобщающее рассуждение, которое ведется в рамках заявленной проблемы
Возможные ошибкиНе раскрывается проблема, заявленная в заголовке.
Как их избежатьПонять существо заявленной проблемы и вести сопоставление.

3. Как выбирать тему
наверх
Обычно “свою” тему выбираешь сразу. Но при этом полезно задать себе несколько вопросов:
  • знаю ли я материал? (полезно разобраться в таблице — смотри пункт 2);
  • интересна ли мне эта тема?
  • понимаю ли я смысл и сверхзадачу темы?

А если вы пишете выпускное или вступительное сочинение, учтите:

  • есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобном материале?
  • успею ли я уложиться в срок (не велик ли объем выбранной темы)?
  • экзамен — не место для экспериментов! Выбирайте что-то особо надежное и близкое.
4. План — основа сочинения, ваш ориентир и помощник
наверх

Итак, тема выбрана. Но не кидайтесь к бумаге. Остановитесь. Положите перед собой часы и минут десять (если вы на экзамене, то не больше) подумайте над выбранной темой! И попутно подберите материал. Скажем, тема ваша рассчитана на анализ одного произведения — в этом случае вспомните нужных героев, эпизоды, сцены, привлеките материал для сравнения, высказывания критики. Тема связана с общим разбором творчества писателя — обратитесь к его биографии, эпохе, отберите нужные произведения, исторические детали и т. д. и т. п. И когда мысли начнут приходить — конспективно их записывайте. Если вы умеете сосредотачиваться — через десять минут перед вами будет исписанный листок. С ним-то и нужно провести важнейшую операцию, которая, в случае успешного проведения, обеспечит вам половину успеха, — составить план сочинения.
Правила составления плана:

  • При составлении плана должны подбираться четкие, конкретные формулировки. План, в сущности, приближается к конспекту вашей будущей работы и поэтому по нему должно быть ясно, о чем будет ваше сочинение, какова его основная мысль(и), система доказательств ваших идей, наконец, суть ваших выводов.
  • В идеале на каждый пункт (подпункт) хорошо составленного плана приходится от двух до пяти предложений сочинения (имеется в виду, конечно, самые мелкие подпункты).
  • Помните: существует проверенная формула:
    Введение + заключение = 1/3 общего объема сочинения.
5. Как написать введение
наверх

Как известно, едва ли не самое трудное — это начать. Существует довольно разнообразный набор вариантов введения к сочинению.

  1. Историческое введение.
    Это характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических, культурных пружин. Само по себе это введение неплохое, иногда оно просто необходимо. Но беда в том, что историческое введение встречается в 95% школьных сочинений и превратилось в затасканный и почти невыносимый для преподавателей штамп. Поэтому по мере сил и возможностей пытайтесь его избегать.
  2. Аналитическое введение.
    Наиболее выигрышное, сразу заявляет о вас как о личности, умеющий логически грамотно и критически мыслить. Суть его сводится к анализу центрального понятия темы сочинения.
  3. Сравнительное введение.
    С помощью этого введения вы как бы входите в соответствующий литературный контекст, вспоминаете предшествующие анализируемому вами произведению литературные традиции, размышляете, как вписывается в них предмет вашего рассмотрения.
  4. Введение — характеристика произведения.
    Если тема сочинения предполагает анализ одного или нескольких образов, созданных писателем, то начать логичнее с характеристики произведения в целом, его места в русской литературе, его новизны и значимости.
  5. “Лирическое” введение.
    Универсальным средством остаются введения, увязывающие тему сочинения с вашим личным, жизненным или духовным опытом. (“Был со мной такой случай…”).
  6. Введение — перекличка с современностью.
    Можно, наконец, начать сочинение и со своеобразной переклички с современностью (“В наше время, когда… особенно большую роль играет…”). Однако к такому введению следует относиться очень осторожно, потому что, во-первых, оно может далеко увести от темы, и, во-вторых, такое начало иногда оказывается чрезмерно конъюнктурным (беспринципным, угождающим современности).
6. Основная часть
наверх

Некоторые общие приемы и принципы написания сочинений.

  • Тема раскрывается с помощью всего сочинения, и основная часть должна включать как минимум два, а лучше — три или четыре пункта плана, каждый из которых с разных сторон раскрывает выбранную вами тему.
  • Когда вы аргументируете то или иное свое положение, не забывайте о привлечении примеров из текста произведения, о высказываниях критиков, о собственном впечатлении и о других обогащающих изложение моментов.
  • Постоянно помните, что вы имеете дело с произведением искусства и, следовательно, должны рассматривать не только его содержание, но и форму. Анализ художественных особенностей разбираемых произведений должен присутствовать практически в любом сочинении.
  • Не бойтесь сравнивать! Героя с героем, произведение с произведением, эпоху с эпохой… Это позволит вам направить мысли по неожиданному пути, обнаружить багаж собственных знаний и дополнительно аргументировать выводы. Сравнивать можно и с другими видами искусств — живописью, музыкой, кино и т.д., и т.п.
  • Не забывайте о таком приеме, как внутренняя полемичность. Попробуйте отстаивать некоторые свои выводы, пользуясь доказательством “от противного”, споря с воображаемым оппонентом.
  • Не стесняйтесь использовать свой собственный опыт, расскажите, если это уместно, о собственных мыслях и переживаниях, а может быть, и поступках, связанных с вашей темой (только не переборщите, все хорошо в меру).
  • Не злоупотребляйте цитатами. Цитата должна дополнять, а не иллюстрировать вашу мысль. Далее, прозаический текст лучше передавать своими словами. Что касается стихов, то их цитировать можно, и нужно в большом количестве: и строчки, и строфы, а иногда — и целые стихотворения.
  • Бойтесь стилевой неоднородности, ложного пафоса, потери чувства меры и юмора, неоправданных “лирических отступлений” и “разговоров с читателем”.
7. Как написать заключение
наверх

Заключительная часть сочинения может строиться по тем же принципам, что и введение, учитывая, однако, что в заключении обязательно должны присутствовать сжато сформулированные выводы вашего сочинения. Наиболее часто используются концовки, связывающие выводы сочинения с современностью или личным опытом автора, а также — более узко — с развитием современной литературы. И это вполне понятно: все мы читаем литературу прошлого, как бы примеряя ее к себе и к своему времени. Иногда, напротив, целесообразно завершить сочинение теоретическим “аккордом”, еще раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.

8. “Технические” мелочи — пока вы пишите сочинение
наверх
  • пишите черновик только на одной стороне листа, оставляя большие поля, чтобы хватило места для вставок и поправок;
  • не экономьте бумагу — пишите с достаточными для вставок пробелами между строк;
  • нумеруйте страницы (а то запутаетесь, и трудно будет корректировать написанное);
  • план пусть будет на отдельном листке и все время перед глазами (переписывать его на чистовик не обязательно);
  • нумеруйте части черновика в соответствии с планом.
9. Сочинение уже написано
наверх

Редактирование, проверка и переписывание — ответственнейшее дело! Прежде всего проверьте:

  • совпадает ли ваше сочинение с планом, нет ли логических перерывов и перекосов; соблюдена ли соразмерность составных частей (может быть, что-то надо убрать, что-то добавить, а что-то переставить в другое место);
  • удалось ли вам доказать свои основные идеи; не следует ли отчетливее сформулировать отчетливее сформулировать выводы или привлечь дополнительный материал;
  • соблюдено ли такое важнейшее требование, как единство стиля; вполне возможно, кое-где вы злоупотребили восклицаниями, а вот здесь у вас чрезмерно сухой тон; или ваши выводам недостает объективности и весомости;
  • ну и, наконец, тщательным образом проверьте сочинение с точки зрения грамотности.

См. также:
литература по этой теме;
ссылки по этой теме.

начало > сочинения > советы по сочинениям
наверх
содержаниеглавные героитрудные вопросыссылки и литература
[сочинения]основные линиикритикассылки и литература

на главную страницу
о сайте
карта сайта
напишите нам
О сайтеПоследнее обновление: